пр. Социалистический 68а, 8 (3852) 29-65-61 |
|
[25 Января 2022] Обновлена страница "Театры / Кинотеатры" [05 Мая 2021] Обновлена страница "Театры / Кинотеатры" |
К авангарду готов
Главная » Все новости » Событие » К авангарду готов Дата события: C 15 по 27 октября 11:07 C 15 по 27 октября в Барнауле работал новый проект Дома актёра на Алтае — экспериментальная лаборатория «Ready Steady Go». Проект объединил местных драматургов, актёров и режиссёров. Ключевые задачи, которые поставила перед собой лаборатория: познакомить барнаульцев с местными авторами, по пьесам которых и были поставлены спектакли; дать площадку для молодых режиссёров и актёров, а также показать зрителям новые формы театра, которые ещё не имеют большой популярности у его заядлых любителей. Например, два из трёх спектаклей и «спектаклями» даже не называются: на афише они подписаны как «эскиз спектакля». Что же это за загадочное словосочетание? «Это ещё зародыш спектакля, — комментирует Артур Билык (а в жизни — Даниил Репин, студент АлтГУ), принявший участие в работе лаборатории. — Артисты могут сидеть, читать с листа, совершать какие-то посторонние действия. На спектаклях такого не происходит». Эскиз спектакля «За искусство. Конец цитаты» Дарьи Уханкиной ярко представил несколько нетрадиционных вещей для тех, кто привык к классическому театру. Постановка была выполнена в формате документального театра. Подобные постановки полностью состоят из реальных монологов или диалогов обычных людей, отыгрываемых актёрами. В этом эскизе монологи были объединены темой современного искусства, искусства России и его связи с Западом. Перед эскизом не было представления персонажей, поэтому зрителям предстояло считывать их идентичность только из реплик. Перед актёрами стояла сложная задача: им было необходимо изучить свои роли как можно подробнее, потому что они воспроизводили реальных людей. Необходимо если не понять их, то хотя бы на время в них вжиться, повторить интонации и жесты. Актёры справились с блеском — гостья спектакля позже заметила, что узнала в одной из актрис ту реальную женщину, образ которой она воспроизводила. Все персонажи так или иначе относились к искусству: старый народный художник Илья Ильич, молодой художник Жека, владелец галереи Стелла и многие другие. Несколько разных видений переплелись в длинном обмене репликами, который трудно назвать полноценным разговором: герои как будто не слышат друг друга, кидая фразы только про то, что интересно им, не отвечая напрямую собеседникам. Такой подтекст вместе с главной темой спектакля делает его весьма необычным для российских эскизов. «Эскизы в России почему-то всегда имели политический подтекст, — утверждает Вадим Климов, драматург пьесы. — Так было заведено с момента их появления. Мы же постарались как-то разнообразить жанр, поговорив о том, что близко нам, творцам». Однако есть в этих эскизах ещё более экспериментальная особенность, которая буквально сбивает с ног. Творческие поиски привели к переосмыслению не только реплик актёров, но и самого формата сцены. В эскизах лаборатории «RSG» её как таковой не было: постановки проходили в Доме актёра, который изнутри больше напоминает уютное кафе. Актёры могли вещать из любой точки этого пространства — из-за столика в центре, со стульев в дальнем углу, от стола с бокалами, от пианино. Актёр мог стоять буквально в шаге от тебя. Подобное решение провоцировало необычайно чуткое восприятие происходящего театрального таинства, но при этом ещё и вносило весьма забавную путаницу: зритель не мог быть точно уверен, что человек, сидящий рядом, не является актёром. На одном из эскизов я довольно долго думал, что все люди за центральным столом являются актёрами, но нет, среди них были и два зрителя. Даже не могу представить, что они испытывали, находясь рядом с актёрами весь спектакль. Сами же актёры, отчитав свои реплики, свободно бродили среди столиков: болтали с пианистом, наливали себе чай, уходили и возвращались. Подчас взаимодействие неиграющих в данный момент актёров приводили к созданию второго плана: параллельно с серьёзной репликой про авангард 90-летний художник Илья Ильич заигрывал с молодой редакторшей Дашей, чем изрядно повеселил публику. На этом сближение театральной труппы и зрителей не заканчивалось. Вместо классического поклона и ухода актёров за кулисы, где мы уже не увидим их настоящих, зрители столкнулись с творцами лицом к лицу — с теми, кто они есть на самом деле. Возможность обсудить с режиссёрами и актёрами их совместное творение сразу после спектакля — воистину бесценный опыт, не только сближающий людей, но и позволяющий начать лучше понимать искусство. Третий и последний из спектаклей лаборатории представлял из себя более классическую работу — моноспектакль Олега Канина «Постоянно и привлекательно». Главную и единственную роль в нём получил уже известный нам Артур Билык. Вот как он описывает свой опыт работы над этим спектаклем: «Мы сначала долго обсуждали, "разминали" этот материал с Олегом, он автор и режиссёр. Искали точки соприкосновения. Рассказывали друг другу, как кто видит персонажа. Придумывали ситуации и размышляли, как бы в них повёл себя герой. Что он чувствует, как смотрит на вещи. А потом начались репетиции, где все это составлялось в одну общую картину». Спектакль представлял собой монолог человека, который запутался в отношениях между мужчинами и женщинами. Зритель видит и чувствует его попытки разобраться в том, что представляет для него такую сложность. «И вот теперь он делится с некой публикой этой информацией, надеясь сделать мир лучше», — оценивает своего героя Артур. С уверенностью можно заявить, что лаборатория «Ready Steady Go» стала не просто опытом, а настоящим громким заявлением: авангардный театр на Алтае существует — и вполне успешно. Осталось только почаще там бывать. Текст: Фёдор Журавлёв, студенческий медиа-центр АГУ Просмотров: 761 |
|