пр. Социалистический 68а, 8 (3852) 29-65-61

БИЛЕТЫ

СКИДКИ И КУПОНЫ

КАК ВСТУПИТЬ?

КАК НАС НАЙТИ?

Путешествие через океан различий

Главная » Все новости » Культурные мероприятия » 2000 год » Путешествие через океан различий

05:41

Уже второй год Библиотека Конгресса США реализует программу "Молодые лидеры", в рамках которой активисты российских регионов получают возможность познакомиться с "системой американской демократии". В 1999 году в этой программе участвовал Вадим Чутчев. В этом году 10 дней в Соединенных Штатах провела web-мастеродизайнер Лиги студентов Оксана Силантьева:

Сравнивать разные культуры - занятие неблагодарное. Приезжая из заграничных поездок, чаще других слышишь два вопроса: "Почему там не осталась?" и "Как там - лучше или хуже, чем у нас?". Почти всем нужен однозначный ответ. Но так не бывает. Я сторонница мнения, что сравнивать нужно свои результаты, свои достижения. Куда ты сделал шаг за последнее время - вперед или назад? Реализовал себя или провалялся, кляня собственную лень и все вокруг?

Американские правительственные и частные фонды тратят огромное количество денег на ознакомление всего мира с системой американской демократии и принципами штатовского общества. Они активны в этой позиции и поэтому многого добиваются. Исследователи, не получающие поддержки в собственных странах, уезжают, часто находя способы реализации собственных талантов за океаном. Вспомните - "Америка - страна великих возможностей". От тебя самого зависит, воспользуешься ли ты ими. Но что мешает проявить себя на Родине? Ведь ничего невозможного для убежденных и активных в этом мире нет.

Проведя десять дней в ознакомительной поездке, организованной Библиотекой Конгресса США, я часто задумывалась, почему Америка так активно привлекает под свое крыло иностранных ученых. Почему их интересуют в первую очередь "естественники" и теоретики? Своими наблюдениями я и хочу поделиться.

Программа "Молодые лидеры" предполагает выбор направления, интересующего участника поездки. Я выбрала "образование" и побывала в школах всех уровней, университете, библиотеках, профессиональных академиях, на образовательных телестанциях. И что самое интересное - везде встретилась со схожими принципами и подходами к процессу передачи знаний. Чуть не сказала от старшего поколения к младшему. Но это не так. Американцы не обращают внимание на возраст, прическу и манеру одеваться преподавателя. Они с уважением будут слушать и учиться у младшего по возрасту, если он обладает большей квалификацией в интересующей их теме. Вот первый принцип - интерес.

Учеба должна приносить радость. Подход "ты должен это знать, в будущем пригодится" здесь не срабатывает. Зачем тратить время на зубрежку, если, выходя из класса, ученики забывают с таким трудом вдолбленные в них знания. Да и можно ли назвать это знаниями? Если ребенку интересно выучить четвертое четверостишие, зачем заставлять учить его именно первое? Американские преподаватели давно для себя определились - учебные часы будут потрачены впустую, если ученик не заинтересован в предмете или теме. Отсюда - постоянные заботы "педсоветов" о том, чтобы ребята учились с "искоркой". Отсюда - "интернациональные" школы, где стандартная школьная программа обыгрывается в разрезе взаимодействия разных культур и традиций. Отсюда - общешкольные игры, объединяющие всех учеников. Например, школьный совет выбрал тему "Животные нашего штата". На уроках математики решаются задачи с упоминанием этих животных, на риторике ставятся мини-спектакли, на биологии - изучаются особенности строения и повадки. Меняется тема - меняются формулировки задач. Это - не спущенная "сверху" методическая разработка. Идеи рождаются, осуществляются и анализируются на уровне школы.

С другим принципом - равноправия - сталкиваешься не только в университете, где преподаватель воспринимается как старший товарищ, а не истина в последней инстанции. Проявление этого принципа может быть самым различным. В начальной школе Gateway, например, на стене висят портреты выдающихся исследователей - Коперника, Ньютона, Эйнштейна и т.д. И между ними - три фотографии учеников школы, отличившихся в учебе в этом месяце. Ребенку с самого детства дают понять, что его исследовательская деятельность не менее серьезна и значительна, чем работа и открытия ученых с мировым именем.

В Вашингтонском университете очень ярко принцип равноправия проявился на факультете искусств. В художественной галерее, расположенной в корпусе факультета, в одном ряду с подлинным Пикассо висят студенческие работы. И американцам не нужно бороться со стереотипом "уважения к авторитетам", когда ты обязан дорасти до определенного уровня, возраста, ученой степени, чтобы иметь право говорить от своего имени и высказывать свои идеи, предложения.

Правда, с идеями в заморском мире тяжеловато. "Утечка мозгов" в Штаты началась именно тогда, когда стало понятно - только на американских далеко не уедешь. В чем дело? Ведь в начальной школе дается такой мощный толчок для развития исследовательских навыков, создаются все условия для экспериментов. Дети с 1 по 5 класс чрезвычайно любопытны и разносторонне развиты. Что же случается потом?

Здесь реализуется третий принцип - самостоятельность. Вся образовательная вертикаль построена на том утверждении, что ребенок - личность и сам в состоянии определить, какое направление ему интереснее. В средних классах ребята уже осознанно выбирают то направление, которое им ближе по духу. Исследования ради исследований мало кому интересны. Ведь подростку безумно хочется применить на практике то, что он узнает и чему учится. Вот поэтому школьники и отвечают чаще на вопрос "как это сделать?", чем на вопрос "что это такое?". Поэтому большой паники у учителей не вызывает американский школьник, не знающий, где находится Франция и Россия, но имеющий хорошие результаты по аранжировке и сочинению музыки.

Неоспоримо, что программы математики, биологии, химии, физики в наших школах охватывают гораздо большее количество явлений и теорий. Одна русская одиннадцатиклассница, по обмену проучившаяся в американской школе год, была в числе первых учениц в классе математики хотя бы потому, что всю штатовскую программу прошла еще в восьмом. Естественно, что и в университет наши ребята приходят с более глобальными знаниями. Но.

Американцы изначально не стремятся быть ходячими энциклопедиями. Если парень хочет быть психологом, он не станет разбираться в генетических кодах мух-дрозофил. Да, у них более узкий кругозор, у них на домашних книжных полках не соседствуют книги по романской филологии и кролиководству. Но, выбирая себе стезю, они стремятся стать профессионалами в своем деле. Потому что хорошие профессионалы зарабатывают хорошие деньги.

Итак, принцип четвертый - нужно уметь зарабатывать деньги. Осознав это, многие семнадцатилетние россияне ринулись поступать на экономические факультеты. Причем и специалистов, чтобы там преподавать, моментально нашлось превеликое множество. Американская студентка сделала очень большие глаза, узнав, какой конкурс у нас на эконом:

- Зачем идти на экономический, как на основной факультет? Вот я выбрала специализацию "филология". Я хочу связать свою жизнь с книгами. А для того, чтобы делать в этой сфере деньги, я дополнительно посещаю занятия на факультете бизнеса и делового администрирования. А что будут делать ваши "чистые экономисты"? Конечно, для них найдется работа в госструктурах и крупных корпорациях, но не для всех же! Для того, чтобы делать бизнес в какой-то сфере, нужно быть профессионалом в ней и уметь делать бизнес. А как иначе?

Кем бы ты не работал - бизнесменом, наемным рабочим - деньги нужны для удовлетворения твоих собственных потребностей. Каков уровень твоих запросов - так и нужно зарабатывать. Причем, впитав с малых лет принцип самостоятельности, большинство американцев не рассчитывают на социальные пособия. Зачем надеяться на кого- то, если сам в себе уверен?

Хорошую карьеру без высшего образования не сделать. Это там осознают все. Хорошие услуги (в том числе и образовательные) стоят дороже, чем средние по уровню. Поэтому, в американской системе высшего образования четко прослеживается зависимость между качеством образования, престижностью диплома и стоимостью обучения.

Университет Вашингтона в Сент-Луисе (штат Миссури). Открытый в 1853 году, университет включает в себя 8 факультетов, как это сложилось к началу 20-го века. Этот вуз действительно универсальный - здесь учатся будущие инженеры и медики, филологи и архитекторы. Американцы с трудом понимают наше сочетание "медицинский университет". Для них корень "универ" действительно обозначает всеохватность. Уровень вуза высок - достаточно сказать, что на медицинском факультете проводились многие работы по проекту "Геном человека". Год обучения здесь стоит 32 тысячи долларов. Если после этой цифры у вас опускаются руки - многого вы не добьетесь. Американцев не смущают такие трудности.

В дни подачи заявлений на территории университета встречаются не только абитуриенты, но и их родители. Однако не за тем, чтобы проследить за поведением своего чада и, заодно, преподавателей. Родители приносят свои налоговые декларации. Во-первых, так администрация вуза определяет, хватит ли сил у семьи учить студента хотя бы год. Во-вторых, если родители предоставляют документы о значительных расходах на лечение кого-либо из членов семьи, абитуриент получает скидку со стоимости обучения. Порой значительную.

Не так много денег? Можно взять целевую ссуду в банке. Стандартный срок - 30 лет. Процент небольшой, поэтому семьи активно используют этот путь удешевления образования. Отучившись первый год, студент может хорошо зарекомендовать себя во время практики. Часто фирма берет на себя часть (но только часть) расходов приглянувшегося будущего специалиста. В одних организациях заключают договора на последующее трудоустройство, но бывают и случаи, когда студент таким договором не связан и волен сам выбирать место работы после получения диплома.

В университетах и колледжах чрезвычайно редко встречаются студенты, считающие, что "сначала нужно получить диплом, а потом уже работа найдется". Вся цепочка - принцип самостоятельности, выбор специализаций в школе, поиск денег на высшее образование, поиск места практики, поиск рабочего места - заставляет молодого американца думать, искать пути решения жизненных ситуаций. И только в самую последнюю очередь искать хороших знакомых родителей, дальних родственников, которые "помогут". Потому что самоуважение и самостоятельность в Америке ценятся высоко.

Сравнивать культуры - занятие неблагодарное. Тем более, что кажущаяся схожесть характеров и темперамента порой оборачивается принципиальными расхождениями в подходах и решениях конкретных ситуаций. Где-то более удачное решение найдено американцами, где-то мы тщательнее продумали. Но уже получающее распространение высказывание "российская система образования лучше и иностранцы это признают" расхолаживает. Позволяет многим почивать на лаврах. Зачем придумывать что-то еще, совершенствоваться, если мы и так - лучшие?

Оксана Силантьева

  

 

 


Просмотров: 823

«  Июнь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930




Admin
Наверх